• Главная
  • Новости
  • Вежливые люди. Как живут коллекторы после введения федерального закона об их деятельности

Вежливые люди. Как живут коллекторы после введения федерального закона об их деятельности

25 июня 2019, Компания «М.Б.А. Финансы» приняла участие в публикации газеты «Деловой Петербург»

Образ крепких ребят с бейсбольными битами, выбивающих долги в прямом смысле этого слова, окончательно ушел в прошлое. На смену пожаловали назойливые операторы call–центров, способные довести до истерики даже самых стойких должников.

Упорядочить деятельность коллекторов был призван закон 230–ФЗ, вступивший в силу 1 января 2017 года. Однако спустя 2,5 года далеко не все участники рынка поняли, зачем он был нужен. А россияне тем временем продолжают наращивать долги, живя по принципу «берешь чужие и на время, а отдаешь свои и навсегда». «ДП» разобрался, как устроен рынок коллекторских услуг.

Век высоких технологий

С января 2017 года российские коллекторы работают по правилам, установленным законом 230–ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности…». Стать коллектором по нему не так–то просто — нужно иметь чистые активы не менее 10 млн рублей, на эту же сумму застраховать ответственность за возможное причинение убытков должнику и соответствовать ряду технических требований. Кроме того, необходимо внести сведения о себе в реестр, который ведет Федеральная служба судебных приставов (ФССП). На текущий момент в нем числится 254 фирмы (в июне 2017–го было 126).

Закон 230–ФЗ принято хвалить за то, что он прямо запрещает использовать по отношению к должникам угрозы, обман или психологическое давление, не говоря уже о физическом насилии. Устанавливает он и предельно допустимое количество звонков, и то, как следует составлять письменные требования.

Члены Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) законом в целом довольны, хотя и признают, что кое–какие улучшения не помешали бы.

«Рынок стал прозрачнее, появились четкие стандарты, которым следуют все участники. Сейчас невозможно говорить об эффективности, если просто совершать звонки с напоминанием о задолженности или приехать к должнику с уведомлением. Для того чтобы быть эффективным коллекторским агентством, необходимо постоянно совершенствовать ПО, анализировать и автоматизировать процессы, использовать речевую аналитику и Data science», — говорит генеральный директор ООО «М. Б. А. Финансы» Федор Вахата.

Критиков у 230–ФЗ тоже хватает. Один из самых решительных и категоричных — финансовый омбудсмен Ассоциации антиколлекторов России (ААР) Андрей Власс. «Закон был придуман коллекторским сообществом, ассоциацией «НАПКА», совместно с Ассоциацией российских банков, — утверждает он. — Задача стояла следующая — сделать нишу более закрытой, чтобы в нее не входил никто лишний, а остались только избранные. Я вообще не могу это назвать законом. Он противоречит действующему законодательству. Он не был проверен на соответствие Уголовному и Гражданскому кодексам. И стилистически, и грамматически — по всем критериям непрофессионально составлен».

О том, что практически все внесенные в реестр коллекторские агентства аффилированы с тем или иным банком, говорят многие игроки рынка юридических услуг. Независимой фирме стать коллектором сложно, если не невозможно. Парадокс в том, что это мало кого смущает. Некоторые юридические компании спокойно работают в области истребования задолженностей, просто не используя те методы, которые регулирует закон 230–ФЗ. Одна из них — ООО «Юристы СПб», использующая в рекламных целях бренд «Коллекторы СПб», но в реестр при этом не внесенная.

«Никакие дополнительные законы о коллекторах не нужны, — убежден представитель компании Алексей Ануфриев. — Это лишняя и ненужная работа наших законодателей. Когда к нам обращаются клиенты, то первым делом готовим исковое заявление в суд. И просим наложить обеспечительные меры на имущество должника. Чтобы он не злоупотребил законным правом и не произвел отчуждение своего имущества. С самим должником при этом не взаимодействуем. А затем через суд добиваемся возврата долга. И такая форма взыскания более эффективна, чем то, что делают коллекторы».

Андрей Власс с этим вполне согласен: «Есть прописанная процедура для кредиторов, которым не отдают деньги. Написал претензию, если в течение 10 дней тебе не ответил человек — подал в суд. Суд вынес решение, определил сумму долга, исполнительный лист поступил приставам, приставы открыли исполнительное производство. Они могут и выезд за границу ограничить, и еще много чего. Все инструменты есть. Скажите: при чем здесь коллекторы?»

В НАПКА, впрочем, подчеркивают, что коллекторы тоже все более активно используют именно судебные пути взыскания. По данным ассоциации, за последние 2 года кредиторы подали порядка 10 млн исков о взыскании. И в 95% случаев суд вставал на сторону кредитора. Должник в результате оказывался в еще более отчаянной ситуации, чем если бы он оплатил сумму долга с процентами, не доводя дело до суда.

Гастарбайтеры из call–центра

Даже самые жесткие критики признают, что рынок коллекторских услуг цивилизуется. Если раньше на горячую линию ААР ежедневно поступало около 200 звонков с жалобами на действия «выбивальщиков долгов», то теперь это количество сократилось до пяти в месяц.

Пресловутый hard–collection (те самые назойливые звонки, порой переходящие грань допустимого), впрочем, никуда не делся. Чтобы избежать проблем с законом, его теперь нередко заказывают за границей.

«Ко мне обращались представители микрофинансовых организаций, которые работают с некой компанией из Казахстана, названия которой не знаю, — рассказывает Алексей Ануфриев. — У них там большой офис, они занимаются обзвоном должников. Когда я предлагаю легальные пути возврата долгов, то их пугают цены, и они уходят обратно к этим ребятам из Казахстана».

Еще один сегмент «черного рынка» коллекторских услуг — деятельность служб безопасности банков, которые порой действуют абсолютно вне рамок закона, напоминая о тех самых лихих временах, когда главным оружием коллектора была бейсбольная бита, а не Гражданский кодекс.

Но корень проблемы все же остается в психологии людей, которые готовы пойти на что угодно, лишь бы не платить по счетам. И подписывают кредитные договоры, в которых прописаны сумасшедшие проценты, с такой лихостью, как будто завтра не наступит никогда.

«Многие люди вообще ни разу не платили по своим кредитам, — говорит Андрей Власс. — Они начинают сразу с того, что пишут жалобу на банк, которому должны деньги. Я им говорю: «Давайте лучше на личное банкротство подадим?» «Нет, лучше жалобу напишем».

Назад

Для повышения удобства ООО «ПКО «М.Б.А. Финансы» использует файлы cookie. В случае несогласия, покиньте сайт.